Мы проживаем тот период, когда йога и духовные практики вышли из подполья. Но при этом они не сохранились в той чистоте, которая была изначально. Это связано с двумя факторами.Первый — это эгоизм адептов. У меня есть любимый мем в интернете, на нём написано: «Я не пью и не курю уже четыре дня, делаю зарядку по утрам. Подскажите, когда можно начать всем рассказывать, что я веду здоровый образ жизни, и устраивать тренинги?»
Люди не понимают, о чём они говорят. Нахватавшись поверхностных знаний, сразу продают их другим. В древних техниках предполагалось, что человек может преподавать только тогда, когда он достиг мастерства. Вначале ученик обучался в течение 20 лет или более, и только после этого мог взять хотя б одного ученика уже себе. Но в современности никто столько терпеть не хочет. И поэтому начинают преподавать, не имея никакого результата в своей личной практике.
Есть и второй фактор, не менее важный: адепты иногда считают, что могут модифицировать практики под себя. После этого практика теряет свою глубину.
То, что мы имеем сейчас в обществе, неплохо и людям всё-таки помогает. Но очень часто лишено именно этой глубины и только увеличивает степень нашей погружённости в сансару. И учителя, и адепты начинают использовать практики для повышения уровня комфорта. Комфорт сам по себе — это не плохо. Не нужно думать, что, чтобы обрести глубину, нужно сесть на гвоздь или сделать свою жизнь ужасной. Нужно для начала перестать считать себя и материальный мир самыми важными.
Глубина не приходит оттого, что вы делаете какое-то действо постоянно. Чтобы прийти к глубокой практике, мы должны разрушить стереотип о том, как правильно жить.
Раньше для этого учитель и ученик отправлялись в путешествие. Мы тоже очень часто путешествуем, но мы не обретаем глубину, по одной причине. Путешествуя, мы требуем, чтобы там, куда мы прибыли, было так же комфортно, как в родном доме. Под комфортом здесь имеются в виду не подушка с одеялом, а скорее, привычки и образ жизни. Мы пытаемся принести наш мир туда, куда мы приехали.
Когда же учитель с учеником путешествуют, у них абсолютно другое правило. У них есть обязанность жить по тем правилам, в тех устоях, которые приняты там, куда они попали. Поэтому ученики не очень любили путешествовать. Это приносит дискомфорт. Но он позволяет расширить понятие нормы.
Когда мы живём в какой-то местности, то с детства впитываем правила: так можно поступать, а так нет. То, что неправильно, на наш взгляд ведёт к печальным последствиям, в результате таких поступков мы станем несчастными. И это порождает страх.
Если мы, оказавшись в новых местах с новыми обычаями, всё же не станем кроить их под себя, то столкнёмся с парадоксом. Люди живут неправильно, с нашей точки зрения, но при этом они абсолютно счастливы и у них всё хорошо. И это ломает наш стереотип, ломает наш страх. Это очень важный момент. Поэтому что именно бесстрашие является необходимым условием на духовном пути.
Когда мы видоизменяем практики, мы теряем то, что позволяет разрушать наши стереотипы. Мы всегда модифицируем практику так, чтобы она была нам комфортна и приятна. А учителя создавали практики для того, чтобы они нас очищали и освобождали.
Вы видите сейчас огромное разнообразие учений, течений, тренингов. Все они говорят о комфорте, счастье, деньгах, обо всём том, что вы до этого и так ценили. Вместо того чтобы получить расширение мира, человек его ещё больше сужает. И, собственно, получает ещё больше страха: и потерять это, и столкнуться с событиями, которые в этот мир не входят. Когда вы знакомитесь с какими-то новыми учениями, а это будет неизбежно происходить, постарайтесь искать глубину. И не бойтесь, если это вначале будет немного дискомфортно. Это позволит вам стать лучше.