Часто спрашивают, как в йоге найти хорошего учителя. Но на самом деле любое ученичество начинается с ученика. Именно качества ученика определяют, встретит ли он учителя и каким тот будет.В этом мире есть два типа учителей. Одних можно условно назвать божественными, а других асурическими, или демоническими. И это всего лишь разница в используемых для обучения методиках. Божественные учителя очень тонкие и чувствительные. И они взаимодействуют только с очень тактичными людьми, потому что в противном случае они повреждаются сами. К ним приходит не так много учеников, до таких учителей, образно говоря, сложно добраться. Нужно пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы попасть к такому учителю. Они учат методом пряника: любовью, пониманием, заботой. Демонические учителя гораздо шире представлены в нашем мире. Это не говорит о том, что они хуже. У них другие методики. Они учат кнутом.
Критерий, по которому человек попадает к одному или другому, очень простой. Если у него есть смирение — он попадает к божественным учителям; если он обладает гордыней или высокомерием, то попадает к учителям демоническим. Что мы в себе взращиваем — такого учителя мы и получим.
Если мы считаем, что мы достаточно умные — то учителей мы не встретим вообще.
Как только вы становитесь готовы, вы можете даже это не осознавать, учитель появляется. Но тут многое зависит от того, как вы устроены внутри. Если вы ещё сохранили гордыню, то вам придётся его поискать. В таком случае вы сможете гордиться: я его нашёл, я так старался.
Если вы хотите найти учителя, с одной стороны, вы должны чётко сохранять это намерение. Потому что хорошие учителя обычно не имеют своей мотивации кого-либо учить, это тяжёлая работа для них. Если ученик не будет просить об учении, то и учения не будет.
Но, с другой стороны, это желание не должно стать маниакальным. Как только мы ставим эту идею во главу угла, наш ум начитает накручивать образы и ожидания. И у нас получается рулон туалетной бумаги, исписанный мелким шрифтом, на тему каким должен быть учитель, в какой одежде он должен быть и какие вступительные слова сказать, чтобы мы признали его учителем. И это будет мешать тому, чтобы вы встретились и начали взаимодействовать.
Глубокого учителя достаточно сложно распознать в толпе. Он может не соответствовать никаким критериям, которые вы можете себе вообразить, кроме одного: при встрече с ним вас выворачивает наизнанку. У вас нет никаких защит от этого человека, точнее ваши привычные не работают от него.
Есть такое понятие как сила. И если вы посмотрите на людей в обществе, хоть в своём городе, хоть в деревне, хоть на работе, то вы увидите два типа людей. Одни всё время пытаются продемонстрировать, что обладают силой, громко об этом рассказывают. Другие ничего не говорят, но реально сильные. Им ничего не нужно доказывать, сила у них действительно есть. Действительно богатый человек никогда не будет слишком много об этом кричать. У него есть материальный ресурс, и этого достаточно. То же самое происходит и в духовном мире.
Люди, достигшие единения с божественным, не хотят и не любят демонстрировать это людям пустым. Им не нужно доказывать кому-либо, что они учителя. Они могут учить или нет, когда к ним приходят с просьбой об учении, но не станут никому ничего доказывать.
Такие люди редко становятся «великими учителями», «великими поводырями» «маха-гуру», стоящими во главе школ или направлений. «Звёздами» чаще всего становятся их ученики. Они не получили полного коннекта с божественным, но их большое эго позволяет бежать и всем об этом рассказывать. Так поступили и последователи многих известных учителей, из-за которых учения потеряли много сущностных моментов.
Среди глубоких практиков, напротив, очень часто бывает так, что только когда они умирают, люди узнают, что они были реализованными практиками. Они могут прожить всю жизнь обычными людьми и за всю жизнь никакого признака своей необычности не проявить.
Когда я был молодой и приставал к своему учителю со словами «мне очень нужен учитель, но в вашу Индию я не поеду», он мне сказал очень интересную вещь, будучи индусом: «У вас в России учителей больше, чем в Индии».
Когда есть много людей, которые хотят неглубоких учений, то это формирует и неглубоких учителей. И именно эти ученики и учителя будут громче всех кричать, что они истинные. При этом я не отношусь плохо к таким учителям, и те, и другие занимают своё место и делают свою работу. Как минимум, набарахтавшись на мели неглубоких учений, вы будете гораздо больше ценить настоящего учителя, когда его встретите.
Если кто-то из вас был на больших учениях знаменитых учителей вживую, то вы могли наблюдать такую вещь, собственно и отличающую их от учителей поверхностных. Перед учителем обычно выступают ученики, как на концертах на разогрев кого-то ставят. И ученики рассказывают очень сложные замечательные выверенные вещи. А ты сидишь … и ничего.
А потом выходит учитель и говорит абсолютно простые и примитивные вещи, например: «Цветок ― это цветок, стул ― это стул»,― а в твоей голове происходят просто какие-то волшебные трансформации, и ты понимаешь столько, сколько ты не понимал никогда. И это вообще никак не связано с теми словами, которые произносит учитель.
Потому что, кроме ученика и учителя, в эти отношения в этот момент включается Бог (каждый понимает это слово по-своему, Высшая сила, Вселенский разум, кому как удобнее). И ты к этой силе подключаешься уже напрямую, даже не через учителя.
Не нужно думать, что учение ― это информация или даже знание. Это всегда трёхсторонний процесс: взаимодействие учителя, ученика и Бога. И, соответственно, если учитель или ученик нарушают правила поведения (например, появляется жадность или желание славы), божественное уходит. Происходит обмен информацией, эмоциями негативом, но процесс остаётся пустым.
Вы будете счастливыми людьми, если у вас получится встретить настоящих учителей. И не нужно думать, что на них обязательно будет висеть табличка «учитель». Один из величайших учителей в Индии работал простым бухгалтером. И вечером к нему собирались всего несколько учеников, и больше никто о нём ничего не знал. И когда его ученики хотели его как-то популяризировать, он им это запретил.
Такие учителя могут выглядеть абсолютно обычными людьми, которых вы встречаете в магазине, официальных учреждениях, или они работают банщиками в вашей бане. Не нужно думать, что все они будут преподавать. Поэтому очень бы хотелось, чтобы вы искали и ценили ту глубину, которую можно обрести в таких отношениях. И вы должны выстраивать эти отношения такими, какими видит их учитель, а не такими, какими видите их вы. Именно такой вариант позволит расширять ваши границы.